Поясню суть вопроса.
Дело в том, что силу профессии, я достаточно много работаю с детьми (в год порядка 60-70 детей). Дети попадаются разные: от безбашенных и глупых до похожих на ангелочков талантливых (от пола не зависит). При этом занимаешься с трудным ребенком и думаешь: “Вот явно мамаша бестолковая и папаша туда же… понарожают, побрасают…” А потом встречаешь эту чудесную мамочку, и просто краснеешь от того, что в голове были такие мысли.
Так от чего зависит успех, характер, темперамент ребенка? От природы или от родителей?
Недавно обсуждали такую же тему с воспитательницей детского сада. Она мне говорит про своих 3-х леток: "Вот, у Федечки же отсталое развитие (ему пока 3.5) но это диагноз, поставленный врачом. Но я, как психолог могу сказать, что этого не видно. Он уже давно не отзеркаливает вопросы и все может повторять, когда как Ильнас, которому уже на днях будет 4 года, совершенно нормальный ребенок, до сих пор может вопросы отзеркаливать и не осознавать, что надо делать". (надеюсь, вы меня поняли) Я чуть не обалдела от того, что второму мальчику 4 года и он старше, на самом деле я думала наоборот, по развитию он не тянет даже и на 3,5.
Сами должны понимать что такое 4 и 3.5. Вот и пожалуйста, одному диагноз поставлен, а другого считают нормальным ребенком! Выяснилось, что мама активно занимается с ним, из-за этого диагноза.
Вряд ли сейчас все так уж кошмарно - просто дети стали более обследованы. Вот и все.
Как там - "нет, здоровых людей, есть недообследованные"?
Примерно такая ситуация.
Из своего опыта - чего врачи нам только не писали в диагнозах, и сколько мы потом носились... Словами не передать.
Благо попали в конце к концов к профессору, который не стесняясь в выражениях высказался, что он думает о современных врачах и сумашедших мамочках, что носятся как оголтелые по этим врачам. Знаете какие рекомендации он выдал?
"Оставьте наконец ребенка в покое! Всё, что Вам нужно - это обеспечить ребенку счастливое детство и правильное физическое и психологическое воспитание!"
По прошествии лет могу сказать - он был абсолютно прав.
Кстати это проверено не только мной, но и группой товарищей по материнству так сказать.
Еще когда моя доча ходила в ясли и сад - ну не было логопедов как таковых в детских садах! И логопедических групп не было) И психологов)
Появились когда нам было уже лет 5-6.
Тогда стали детками заниматься активно) И сразу стала такаааая статистика)
То есть пока не было логопеда и психолога в детском саду - никто особо не занимался выявлением "проблемных" деток. Появились специалисты - занялись своим делом - появились и цифры) Вот вам и динамика...
Я не вовсе не говорю, что это плохо) Я просто объясняю, как дело было)
А если взять ситуацию опять же с речью)
Так вот 27 лет назад когда мой братец пришел в ясли - он был единственным ребенком в группе, который нормально для своего возраста разговаривал. И моя дочь, придя в ясельную группу (спустя 15 лет) также была единственным ребенком, которого мог понять посторонний человек).
Мамина подруга - та самая братова воспитательница - говорит, что уровень деток всегда приходит примерно одинаковый) Но сейчас дети даже более развиты в предметной области)
Вы когда были маленькая, у вас уже 90-е были, про дядю ничего не скажу ))
Вообще, я согласна, что дети сейчас более развиты. Хотя бы лишь по тому, что по сравнению с советским временем в детском саду дают столько разных программ, что я чувствую себя ущербной, по причине, что у нас даже в школе такого не было.
Вообще, должна заметить из собственного опыта, что не природный дар тут причина, а все таки то, как родители детьми занимаются. Когда народ рожает и "бросает" их потом на произвол судьбы, потому что постоянно занят, такие дети и растут либо замкнутые, либо полностью оторвы. И самое смешное, что проводя с ребенком в будни меньшую!!! часть времени (потому как с 9 до 18 они в саду, а в 21 уже спать, можно посчитать сколько времени уходит на общение) родители приходят и начинают выговаривать педагогам, то, как они жестко обращаются с детьми или кричат. "Ай, мой Петенька, такой прекраный ребенок, а вы..." Да еще и при ребенке, такую фигню лепит, подрывая таким образом авторитет взрослого в глазах этого же самого Петеньки. В результате получает наглого невоспитанного дитя, который на одно слово воспитателя скажет тебе пять 🤯🤯🤯. Я когда это все наблюдаю, так и хочется сказать: "Может ы сами будете воспитывать и сидеть с ним с утра до вечера?!!!" Я понимаю, что поддержать ребенка в любой ситуации - это желание нормального родителя, но нужно думать как это делать.
Со статистическими данными и вовсе беда...
Это сейчас в паспортах детских садов обязательно есть и цифры о развитии деток, и отчеты что и как было проделано и каких успехов добились) Причем говоря - сейчас, я имею не слишком большой временной период)
Не так давно я делала аналитику по раннему возрасту - так вот найти расширенные данные по детскому развитию за период более чем 15 лет невероятно сложно! В качестве источников можно взять лишь отдельные исследования и статистику специальных детских учреждений и различных лечебных учреждений.
Ни то, ни другое не дает полную картину - так как в исследованиях обычно освещается определенная проблема, а в специальные учреждения и ребятишки отбирались специально.
ну там опережение или отставание))
Одним из параметров был как раз развитие речи)
А где Вы нашли? Может дадите ссылку? Мне еще пригодится...
Спасибо заранее.
Так что как ни крути, развивающие программы - двигатель прогресса, если у кого-то не получается за месяц и они бросают, значит так родителям и надо было. 🤷
Я по себе знаю. Я, вот, училась в общеобразовательной школе. Ни в какие развивалки меня родители, конечно, не водили. Но в старших классах МГУ предложил мне пойти учиться к ним в лицей (с гуманитарным уклоном). В моей школе все (директор, завучи, учителя) были в шоке😂😂😂
все это и очень индивидуально))
Нельзя говорить - что вот фсё плохо или же все очень хорошо)
Да как обычно всё!
Не надо кидаться из крайности в крайность))
К примеру, если бы я на занятиях по хореографии говорила: "а сейчас у нас лягушка" или "а сейчас у нас frog", ну вот скажите они бы хуже понимали, что я говорю. Да нет, конечно. "Фрог" у них или "лягушка" или "бабочка" или "батерфлай", все равно, что главное - языковая привязка к данному действию.
По этой причине говорю всем: родители учите и практикуйте языки с малых лет, потому что проще всего запоминать слова ассоциативно, а не заучивая 🤷
Вообще, я вам говорю о том, что язык можно учить на уровне запоминания, на уровне картинок и так далее, произношение или иностранный язык в совершенстве никакого отношения в данном случае не имеет.
Ну значит, наши "глупые" дети будут воспринимать другие языки с 4-х лет, а ваши "умные" начнут их учить в школе 🤷
Мое дело, как логопеда, Вас предупредить)Не удивляйтесь потом что у ваших деток проблемы с обучением, если вы его в 4 года грузите другим языком))