“Скажи мне это танцем”, или Индийское кино!
К индийским фильмам относятся по-разному: кому-то не нравится их наивность и бесконечные танцы, а кто-то обожает их за яркость и драматизм. Но индийское кино должно быть понято правильно, ведь танец здесь имеет большее значение, чем слова.
В силу нашего незнания и непонимания индийской культуры, от нас скрыта половина смысла фильмов “болливуда”. Весь накал страстей выражен именно танцем. При помощи жестов актеры придают дополнительный смысл и экспрессию своим диалогам, поэтому нам не доступна часть того, что хотят сказать друг другу герои.
Индийские актеры, начинающие карьеру в кинематографе, изучают чрезвычайно богатый язык жестов: в нем для одной руки существует 28 разных жестов, каждый из которых имеет не одно значение. Этот язык не имеет ничего общего с языком глухонемых, т.к.здесь особое значение имеет контекст. Например, простейший жест открытая ладонь (“патака”) имеет более 40 понятий, у других жестов может быть 2-3 понятия.
В таком наполненном смыслом танце актеры используют 24 движения головы, 6 движений бровей и 26 движений глаз. Возьмем для примера жест, означающий любовь. Выглядит он так: голова чуть наклонена, брови подняты, а зрачки движутся от одного угла глаза к другому. А вот, пожалуй, самое известное индийское движение – отклонение шеи назад-вперед – означает разговор, объяснение. Таким образом, чтобы выражать свои эмоции полноценно, индийцу необходимо иметь богатую мимику и пластичность.
Разные смыслы
Индийцы и европейцы по-разному толкую жесты. Например, фига в толковании индийца может означать “доить корову” или “красить глаза”.
Значение имеет и последовательность жестов,чередование их и комбинации, выполняемые одной ли двумя руками, а также положение рук относительно тела. При помощи всего этого танцовщик без слов передает сообщение другим участникам “беседы”.
Специалисты готовы поделиться секретами языка танца с желающими и даже утверждают, что освоить его не так сложно. Вот только трудность заключается в том, чтобы правильно использовать их в контексте других жестов и движений – т.е.связывать в нечто складное. Это может потребовать 10-12 лет обучения и практики. А если уж овладеть танцем как следует, можно выразить без слов все, что вздумается.
Смысловой индийский танец не исполняется просто под музыку без слов, но в соединении с песней главенство всегда остается за танцем. При этом танцору совсем не обязательно повторять смысл песни буквально, он может изобразить и одну важную фразу, повторяя ее раз за разом.
Главное, не забывать о гармонии всех частей тела. Лицо и тело, все движения и настроение должны быть слиты воедино для передачи общего смысла. Как ни странно, в этом индийском танце ноги не несут никакого смысла, кроме музыкальности и ритма. На нижнюю часть одеяния танцоры нанизывают бубенчики (50-300 штук). Эти маленькие звенящие украшения в большом количестве могут весить около полутора килограммов! И только профессиональная танцовщица справится с таким весом, сохранив при этом легкость и грациозность.
Так что не стоит судить актеров индийского кино за излишнюю эмоциональность и мимику. Ведь индийцы считают, что именно так стоит дополнять свои слова и доносить смысл высказывания.