Топиарное искусство
Ухоженные, аккуратные кусты, стриженные под разнообразные фигурки, все чаще становятся украшением садов, парков и усадеб. В последнее время эти фигуры стали украшать и частные загородные участки.
Английский термин “topiary”, который заимствован нами для обозначения этого вида декоративной обработки кустарников, восходит к латинскому “topiarius”, что означает «садовник», а это слово, в свою очередь, образовано от “topia” («декоративное садоводство»).
В классическом толковании термина топиарное искусство представляет собой геометрические, природные или вымышленные формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой.
Топиарные сады относятся к древнейшим видам искусства. Подобное мастерство стрижки деревьев и кустарников пришло в Европу с территорий Восточного Средиземноморья и Азии. Уже в конце I века н. э. такие зеленые «скульптуры» стали привычным украшением садов состоятельных римских граждан.
С падением Римской империи пришли в упадок и эстетика повседневного быта, и декоративно-прикладные искусства. Сохранилась традиция топиарного искусства только в монастырях, которые по-прежнему оставались культурными заповедниками во времена общественного и культурного хаоса.
Топиарное искусство возродилось благодаря эпохе Ренессанса. Многое из того, что было создано мастерами итальянского Ренессанса, сохранилось до наших дней: сады виллы Ланте в Байе, вилла Гарцони в Тоскане, парк замка Бальдино в Павии.
И, наконец, настал тот момент, когда искусство художественной стрижки деревьев и кустарников захватило всю Европу. Однако у декоративного стиля были серьезные противники - поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Впоследствии декоративность все же уступила место естественности, и многие известные регулярные сады были превращены в пейзажные.
Примерно в конце XVIII века в Европе пейзажный и регулярный стиль периодически сменяют друг друга. Регулярный стиль господствует во Франции и Италии, пейзажный – в Англии.
И все же, несмотря на то, что топиарное искусство возрождалось время от времени в Европе, самые известные топиарные сады мира появились в США (сады Лонгвуд в Пенсильвании, сад Лэдью в Мэриленде), Англии (Грейт Дикстер, Левенс Холл) и Шотландии (Друммонд-Парк).
Виды и формы
Со временем менялась и техника топиарного искусства. Викторианская эпоха ознаменовалась изобретением так называемого “нового топиари”. Растение изначально высаживали в металлический каркас, по мере роста внутри которого оно приобретало нужную форму и достигало нужного размера, а мастеру оставалось только подравнять его слегка. Современные мастера часто высказываются против такого метода, т.к.растения врастают в каркас и сплетаются с ним, после чего из невозможно разделить без ущерба для формы.
Современные вариации топиарных конструкций обозначают термином “грин арт”.
К ним относятся уличные конструкции, настольные, рождественские и т. д. Уличные конструкции представляют собой металлические скульптурно-каркасные формы, послойно заполненные мхом, землей и наполнителем из пенопласта. В формы высаживают растения (как правило, стелющиеся или ковровые однолетники, многолетники, лианы). Конструкции живут до наступления первых заморозков.
Настольные конструкции – это уменьшенные модели уличных.
Рождественская скульптура представляет собой металлический каркас, задекорированный ветвями хвойного растения и украшенный елочными игрушками и фонариками.
Выполнение
Создание топиарной формы требует терпения и продолжительного времени. Для ее выполнения требуется кустарник не моложе 2–3 лет, т.к. растение не выдержит нагрузки.
Лучше всего для создания топиарных форм подходят растения:
- с мелкими листьями
- медленно растущие
- способные развивать замещающие побеги на протяжении всей жизни
- с большим количеством спящих почек на стволе.
Страны с мягким климатом, как правило, используют для топиарных фигур самшит, лавр благородный, тис. А вот в России принято задействовать другие породы деревьев и кустарников: кизильник блестящий (его еще называют северным самшитом), боярышник, барбарис, вяз мелколистный, ива, ель обыкновенная, ель колючая, туя западная.
Из инструментов обычно используют секатор, шпалерные ножницы, садовую пилу и сучкорез.
И, наконец, идея композиции: продумайте сюжет, фон и т.д. Здесь у вас бесконечный простор для фантазии: вечнозеленая колонна, пирамида с четкими гранями, спираль, разноцветные шары из пестролистных кустарников, фигурная изгородь, вензель, букет и т.п.
Техника
Кустарники можно начать стричь в возрасте более пяти лет, когда корни достаточно сильны, чтобы выдерживать стресс от стрижки. Пересаженное на новое место растение нельзя стричь в течение года. Ни в коем случае нельзя состригать за раз больше трети от массы растения, ведь даже здоровый и сильный экземпляр может не выдержать этого и начнет чахнуть. Если правильно ухаживать за подстриженным растением, ему не страшна зимовка.
Топиарное искусство в России имеет свои трудности. Так, купленные за границей и высаженные в грунт топиарные скульптуры не способны у нас перезимовать. Чтобы уберечь их, необходимо создать подходящие условия для зимовки: выращивать в контейнерах, а на зиму перемещать в светлое прохладное помещение с температурой около 5°С.
В старинных садах, парках и усадьбах можно встретить немногочисленные, но примечательные примеры топиарных форм. Если растение содержится в благоприятных условиях, если в свое время ему правильно сформировали крону и аккуратно, стригли по правилам, то, даже достигнув возраста нескольких десятилетий, взрослое растение сохраняет черты топиарной обработки.